Читать онлайн «Физика черных дыр»

Автор Новиков И.Д.

И. Д. НОВИКОВ В. П. ФРОЛОВ ФИЗИКА ЧЕРНЫХ ДЫР МОСКВА "НАУКА" ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1986 ББК 22. 66 Н23 УДК 524. . 154 Новиков И. Д. , Фролов В. П. Физика черных дыр. — М. : Наука. Гл. ред. физ. -мат. лит. , 1986, 328 с. Излагается современное состояние проблемы физики черных дыр - объек- объектов, возникающих в результате катастрофического сжатия небесных тел. Авторы охватывают все аспекты проблемы - от теории пространства-времени самих черных дыр, механики движения тел, распространения полей в их окрестности до физических процессов в них, свойств вакуума и значения черных дыр в астрофизике. Для физиков и астрономов - специалистов, аспирантов и студентов старших курсов. Табл. 5 Ил.
89 Библиогр. 631 назв. Рецензенты: академик МА. Марков, доктор физико-математических наук/О. С. Владимиров © Издательство "Наука". Главная редакция 1705060000-121 физико-математической О53(О2)-86 литературы, 1986 ПРЕДИСЛОВИЕ "... и откуда берутся такие возможности, если у нас только - дыры?!" Петер Вайс. Преследование и убийство Жан-Поля Марата. - В кн. : Из немецкой поэзии. Век X - век XX. - М. : Худ. лит. , 1979 Одним из наиболее удивительных предсказаний теории тяготения Эйн- Эйнштейна является возможность существования черных дыр — объектов, обладающих столь сильным гравитационным полем, что никакие физичес- физические тела, никакие сигналы не могут вырваться из них наружу. Хотя черные дыры с полной достоверностью пока еще не открыты, имеются серьезные основания считать, что некоторые из исследуемых в настоящее время астро- астрофизиками объектов являются черными дырами. Доказательство существо- существования черных дыр и исследование их свойств имели бы значение, далеко выходящее за рамки астрофизики, поскольку речь идет не об открытии еще одного, быть может, довольно удивительного астрофизического объек- объекта, а о проверке правильности наших представлений о свойствах простран- пространства и времени в экстремально сильных гравитационных полях. Теоретические исследования свойств черных дыр и возможных след- следствий гипотезы об их существовании особенно интенсивно развивались с начала 70-х годов. Наряду с изучением тех особенностей черных дыр, кото- которые важны для понимания их возможных астрофизических проявлений, теория позволила обнаружить ряд неожиданных закономерностей, прису- присущих физическим взаимодействиям с участием черных дыр. В настоящее время имеется довольно полное понимание свойств черных дыр, их возможных астрофизических проявлений и особенностей протека- протекания различных физических процессов в черных дырах. Помимо этого была установлена глубокая связь теории черных дыр с такими, на первый взгляд далекими, областями, как термодинамика, теория информации и кванто- квантовая теория. За последние два десятилетия на стыке теории гравитации, аст- астрофизики, классической и квантовой теории поля возник и, по сути дела, оформился, как самостоятельное научное направление, раздел физики, получивший название физики черных дыр.